Греческая молодёжь
Воскресенье, 23.07.2017, 03:38
Меню сайта
Мини-чат
200
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 47
Главная » 2010 » Июль » 6 » 100 лет со дня смерти Куинджи
100 лет со дня смерти Куинджи
23:05
11 июля исполнится 100 лет со дня смерти нашего земляка
 Архипа Ивановича Куинджи.
 "Ушел большой художник, большой человек, большое сердце. Незабываемый!"
 Н. К. Рерих
 
 Загадки биографии Куинджи начинаются с даты его рождения. В архивах хранятся сразу три его паспорта, и какой же из них наиболее подлинный, не ясно до сих пор. В одном из них рождение отмечено 1841 годом, во втором — 1842-м, а в третьем — 1843-м. Наиболее вероятная дата рождения - 1842 год. К такому выводу склоняют документы, в разное время выданные Куинджи управой города Мариуполя, в котором он родился, Советом Академии художеств и другими учреждениями.

Предки Куинджи проживали в предгорной части Крыма в районе Бахчисарая и занимались хлебопашеством. Греческая христианская община, окруженная поселениями татар, постоянно испытывала на себе их давление. Греки не были отуречены, но многие усвоили татарский язык и приняли турецкие фамилии. Куинджи по-турецки «золотых дел мастер». Очевидно, кто-то в родне Куинджи был ювелиром. В метрике он значился под фамилией Еменджи, что означает «трудовой человек». Понятие «трудовой человек» не расходится с профессией отца Архипа Ивановича - Ивана Христофоровича, сапожника, занимавшегося к тому же хлебопашеством. А.И. Менделеева вспоминает слова самого художника, будто фамилия его Шаповалов. Это, видимо, результат недоразумения. Шаповалова - девичья фамилия жены Архипа Ивановича, носившей также и татарскую фамилию Кетчерджи. Куинджи считал себя русским, предками своими называл греков, которые со времен античности населяли Причерноморское побережье Крыма. Они стойко сохраняли православную веру и культуру от турецкой и татарской ассимиляции. После завоевания Екатериной II Тавриды часть греков была переселена в степи реки Кальчика (Калки), где некогда произошла жестокая битва русских с татарами. Кстати говоря, переселение было поручено воинским подразделениям во главе с А.В. Суворовым. Так предки Куинджи оказались в городе Павловске, где греческая колония существовала с 1770 года. В 1780 году Павловск переименовали в Мариуполь. Здесь, в Мариупольском предместье Карасевке, родился будущий художник. В 1845 году неожиданно умер отец, вскоре и мать. Осиротевшие дети воспитывались у брата и сестры умершего Ивана Христофоровича. Юному Архипу не довелось получить образование. Родственники пытались обучить его грамоте у преподавателя, слегка знавшего греческую грамматику. После этого «домашнего» обучения Архипа отдали в городскую школу.
По воспоминаниям школьного товарища Куинджи - Каракаша, Архип учился плохо, зато рисовал постоянно.
К десятилетнему возрасту «курс наук» был завершен. Началась трудовая жизнь. Видно, семья дяди жила бедно, если малолетнего Архипа определили к подрядчику по строительству церкви — Чабаненко. Мальчику выдали карандаш и книги для ведения подсчета приема кирпича. Архип, вовсе не увлеченный строительным делом, постоянно рисовал в книге. У окружающих вызвал восхищение портрет церковного старосты Бибелли, удивлявший редким сходством.
От строительного подрядчика Куинджи перешел к хлеботорговцу Аморетти в новой для него роли прислуги, комнатного мальчика. По всей видимости, и здесь юный Куинджи поражал окружающих своими рисунками, ибо знакомый Аморетти, хлеботорговец Дуранте, посоветовал Архипу отправиться в Феодосию к знаменитому Айвазовскому. Куинджи прибыл в тихую Феодосию, по-видимому, летом 1855 года. Юноша был поражен Черным морем, экзотической красотой земли, где некогда жили его предки. С высоты открывалось море. Цвет его был разным. В одно и то же время тусклозеленым у прибрежья, изумрудным с серыми полосами — вдали.
Айвазовского в то время в Феодосии не было, поэтому устроиться Куинджи помог молодой художник Адольф Феслер, ученик мариниста. Жил Архип во дворе под навесом в ожидании маэстро. Коренастый юноша с копной густых черных волос и сладкими черносливовыми глазами показался окружающим застенчивым малым. Вид его, если нельзя назвать комичным, безусловно, был необычен. Обращали на себя внимание выгоревшая рубаха и особенно жилет. Ставшие короткими панталоны в крупную клетку пузырились на коленях. Голову прикрывала соломенная шляпа. Таким запомнила Куинджи дочь Айвазовского.
 Приезд в Феодосию имел для Архипа огромное значение. Впервые он соприкоснулся с настоящим искусством, которое его поразило и восхитило. Профессиональная среда, которую олицетворял пока что один Фесслер, заставила серьезно взглянуть на труд художника. Фесслер давал некоторые указания в живописи. Приезд Айвазовского не внес существенных изменений в жизнь Куинджи. Мастер доверил начинающему художнику лишь тереть краски, а однажды - окрасить забор.
 Существует другая версия (возможно, она относится к 1865 году, когда Айвазовский открыл мастерскую для желающих учиться под его руководством), согласно которой Куинджи четыре месяца копировал картины мариниста под наблюдением Фесслера. Во всяком случае, в 1855 году, не получив, видимо, поддержки великого мариниста, юный Куинджи вернулся в Мариуполь, где поступил ретушером к местному фотографу.
Но вскоре переехал в Одессу, где прожил два или три года, также работая ретушером в фотографии. Вероятно, шумная Одесса привлекла внимание активной художественной жизнью. В городе имелось Общество изящных искусств. В 1865 году при нем основана была рисовальная школа. Однако в числе учеников имени Куинджи не значится. По некоторым сведениям, в начал 1860-х годов (а вернее, не позднее 1866) Куинджи переехал в Петербург, рассчитывая поступить в Академию художеств. Сразу поступить не удалось – не хватало знаний.
 Однако это не могло остановить назойливого парня. Он трудится «по специальности» и посещает Академию искусств как свободный слушатель. В 1868 г. на академической выставке появляется его картина «Татарское село при месячном свете», которое вызывает достаточно большой интерес публики и профессионалов.
 Архипа Куинджи Советом Академии признано достойным звания свободного художника, которое он получит, когда сдаст «словесный экзамен» В 1869 г. Архип Куинджи выставляет на академической выставке уже три работы – «Рыбацкую хату на береге Азовского моря», «Буря на Черном море при закате солнца» и «Вид Исаакиевского собора при лунном свете». В Академии искусств Архип Куинджи окунается в атмосферу художественной жизни, знакомится со многими художниками, особенно сближается с Ильей Репиним и Васнецовим. Начинает искать собственный путь в искусстве. В 1870 г. образуется Общество передвижных художественных выставок. Архип Куинджи знакомится с лидером передвижников – И. Крамским и симпатизирует им.
Лето 1872 года художник провел на Ладожском озере, на острове Валаам. Результатом этой поездки стали картины «Ладожское озеро» (в 1872 г.) и «На острове Валаам» (в 1873 г.). Картину «На острове Валаам» приобрел известный галлерист П. Третьяков, и у Архипа Куинджи появилась возможность поехать за границу. Он посещает Германию, Бельгию, Францию, Великую Британию, Швейцарию, Австрию. Вернувшись к Петербурга, Архип Куинджи создает картину «Забытое село» (в 1874 г.), а после поездки к родному Мариуполю пишет «Чумацкий тракт» (в 1874 г.). Обе картины с большим успехом экспонируются на передвижных выставках, их покупает П. Третьяков.
 В 1875 г. Архип Куинджи приняли в Общество передвижников и он во второй раз посетил Париж. В 1876 г. на дежурной передвижной выставке Куинджи показывает одну из лучших своих картин – «Украинская ночь», которая тоже попадает в галерею
П. Третьякова.
Мастерство Архипа Куинджи в передаче месячного света – результат огромной работы художника, длительных поисков. Его мастерская была лабораторией исследователя. Он много экспериментировал. Изучал законы действия дополнительных цветов. Разыскивая нужный тон, Архип Куинджи сверял его с цветными аналогами в самой природе. Упрямым, назойливым трудом достигал виртуозного владения цветом, композиционной простотой, которые выделяют его лучшие работы.
При достижении апогея славы, в 1882 г. Архип Куинджи вдруг замолкает. В течение следующих тридцати лет он лишь один раз выставит свои произведения. Конечно, такое решение мастера кажется непонятным и даже таинственным. Друзья не понимали причину, волновались. Сам Архип Куинджи объяснял это так: «Художнику нужно выступать на выставках, пока у него, как у певца, есть голос. А как только голос спадет, нужно идти и не показываться, чтобы не осмеяли».
 Однако писать он не перестал. Работал почти тайком, замкнувшись в мастерской, куда никого не пускал. Между 1882 и 1910 годами Архип Куинджи создал около 500 работ. Все они (за исключением четырех) стали известны уже после смерти автора. Преимущественно это своеобразные картины-этюды. Огромная популярность художника отобразилась на его благосостоянии. В 1882 г. Архип Куинджи – богатый человек. Полученные за картины достаточно большие деньги он выгодно вложил, купив прибыльный дом. В 1888 г. художник приобрел большое имение Сара-Кикенеиз в Крыму, куда и переехал с женой. Благодаря свободному владению языком местных жителей Архип Куинджи приобрел славу чуть ли не мудреца-отшельника.
 В 1899 г. Куинджи разошелся с художниками Общества, с которыми до тех пор поддерживал полудружественные отношения. Окончательная ссора произошла на праздновании столетнего юбилея К. Брюллова. Когда ученики задумали создать в 1909 г. Общество Архипа Куинджи, художник передал в его собственность все картины и деньги, которые у него были, а также свои земли в Крыму.
 В 1910 г. Общество насчитывало 101 художника. К нему присоединились и некоторые ученики Архипа Куинджи, но большинство из них относилось к этой идее достаточно скептически. Того же, 1909, году художник Куинджи занемог. Врачи констатировали болезнь сердца. Следующего лета Куинджи посетил Крым. Однако в Ялте состояние его здоровья значительно ухудшилось. Оказалось воспаление легких. Жена решила отвезти его обратно в Петербург. Врачи позволили переезд лишь при постоянном присмотре медсестры.
По дороге в Петербурга здоровье Архипа Куинджи ухудшилось, доехал он в безнадежном состоянии.
 11 июля 1910 г. художника не стало.
До последних дней Архип Куинджи оставался верным искусству, делая все, что было в его силах.
Жене осталась его небольшая пенсия. Основной капитал – 453 300 рублей и художественное наследство стоимостью полмиллиона, Архип Иванович Куинджи завещал Обществу его имени.
Своим откровенным и вдохновленным творчеством он прославил российское и украинское искусство. Жизнь и творчество этого художника выделяются контрастами и неожиданными поворотами судьбы. Всенародная слава и популярность его произведений совмещались с недоразумением, а иногда и просто осуждением таланта художника; почти нищенское существование в детстве и юности сменилось богатством, которое пришло вместе с успехом.
 
По материалам сайта:http://kuinje.ru/
Просмотров: 1805 | Добавил: Aleco | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 1
1  
Куинджи был не только большим художником, но и таким же большим Человеком

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Календарь новостей
«  Июль 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2017