Греческая молодёжь
Среда, 24.04.2024, 11:37
Меню сайта
Мини-чат
200
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 47
Главная » 2009 » Январь » 27 » «Бриллианты России» - самородок из греческого Витязево Телемах Муратов
«Бриллианты России» - самородок из греческого Витязево Телемах Муратов
19:39

«Бриллианты России» - самородок из греческого Витязево Телемах Муратов

Третий Международный конкурс эстрадного и народного творчества

С 14 по 16 января 2009 года во дворце культуры Московского авиационного института (МАИ) проходил Третий Международный конкурс эстрадного и народного творчества «Бриллианты России».

Основная задача конкурса – поиск талантливых исполнителей, музыкальных коллективов (народных, камерных, джазовых инструментальных ансамблей)

для последующего продвижения их на музыкальный Олимп.

Конкурс явился, таких примеров множество, трамплином для многих молодых исполнителей. Возраст его участников - от 5 до 40 лет.

Дипломантом конкурса стал талантливый певец-самородок из греческого села Витязево близ Анапы Телемах Муратов, выступавший на нем в возрастной категории 24-40 лет.

Автор этих строк был единственным из соотечественников, кто пришел 16-го января 2009 года во дворец Культуры МАИ поддержать Телемаха.

Два слова о конкурсе. Очень высокий уровень исполнителей.

Выделялись на этом высоком уровне Нургали Турлыбеков из Астаны, Светлана Рыхлюк из Винницы и Алексей Шелиц из Минска. …Очень близко к ним был Телемах Муратов.

Прекрасное выступление! Спасибо тебе, Телемах, за эту достойную презентацию нашего народа, греческого песенного искусства и, наконец, творчества Йоргоса Далараса!

Путь к песне у Телемаха Муратова не является совсем уж типичным для всех тех,

кто состоялся в орфеевом ремесле: детские музыкальные школы, конкурсы, творческие мастерские по вокалу или музыкальные вузы, участие в региональных, всероссийских и международных конкурсах и, самое главное, счастливое обретение тех, кто поверил в твой талант: педагогов, авторов, поэтов и композиторов, песен, арт-директора, меценатов и, наконец, своих благодарных слушателей.

В его жизни и творчестве огромную роль играет Православие, церковная музыка.

18 декабря 2009 года. Москва. Уютное кафе неподалеку от храма Всех Святых на Кулишках подворья Александрийского патриархата на Славянской площади.

- Давай на эти 45 минут (академический час!) представим, что ты пишешь диктант на заданную тему: «Наиболее значительные вехи в биографии Телемаха Муратова».

- Главное в моей жизни – это отношение к музыке. То, что всегда меня притягивало.

Мама говорит, что, еще будучи маленькой крохой, я отказывался засыпать без музыки. Понтийская музыка, современные греческие мотивы. У нас дома был проигрыватель, за который я держался и одновременно слушал, имеющиеся в то время у нас, греческие пластинки. …Первым моим музыкальным педагогом был Арсен Харевич – учитель по скрипке. Мне тогда было 6 лет. Родители отвели меня в музыкальную школу.

…Музыкальные способности – это скорей всего от папы. Он, помимо основной работы в аэропорту, был еще и музыкантом. Брал меня с собой на репетиции, на которых я обычно садился за ударные инструменты – отстукивал на барабане музыкальные мотивы.

- …Музыкальная школа по классу скрипки, репетиции с отцом по «классу» барабана. …Когда к юному витязевцу Телемаху Муратову пришло желание петь?

- …Так же я ходил на бальные и на народные греческие танцы.

…Мой учитель по скрипке уезжает в Крым в Ялту. Я остаюсь без педагога.

У нас появляется другой учитель. Не по скрипке, а по кларнету и гитаре, трамбону.

Я иду на бас-гитару. Вот такой контраст – скрипка и бас-гитара. Где-то поспособствовал

и папа: «Я играл на гитаре, иди и ты тоже». Пятилетний учебный курс по классу

бас-гитара заканчиваю за 4 года. В 9-м классе в школе мы организовываем ансамбль, который исполняет понтийскую и современную греческую музыку.

- Все это каким-то непостижимым образом перекликается с твоим воцерковлением.

- …Наоборот, православие во мне «с младых ногтей». С раннего детства воспитывался старшими в православном духе – ходил регулярно в церковь. Бог всегда был и есть в моей душе. …Следующим логическим для меня шагом стало поступление в духовное училище.

Меня в храме привлекает не только, безусловно, церковная музыка, а и состояние души.

- Состояние души после концерта на дискотеке вашего ансамбля и после выхода из православного храма несколько рознятся…

- …Мне понравилось там, в храме, все. Стройность и чистота мыслей.

…Далее я поступаю в Ростовское епархиальное училище. У нас там учителем был

о. Олег Добринский, который является заметной личностью в греческой диаспоре.

- Вот так все удивительным образом переплелось: любовь к греческой музыке, церковному песнопению.

- Да, я всегда имел какое-то отношение к музыке. С 15 лет читал в нашей церкви поселка Витязево. К строительству этого храма имели прямое отношение мои близкие.

Моя двоюродная бабушка Ирина Дмитриевна Димитриади, организовавшая постройку храма, мечтала, чтобы я всегда был при храме. Это огромная ответственность.

- …Не каждому этот «крест» по силам.

- «По силам ли это мне?» - такие мысли зачастую приходили и мне в ту пору.

- Храм святого Георгия в греческом селении Витязево был разрушен безбожниками в 1935 году, а ныне действующий храм был построен в начале 1990-х гг.

- В 1993 году. Моя бабушка пела в церковном хоре.

…С 15 лет я пою в хоре, затем год в училище. Живу в хуторе Недвиговка Ростовской области у маститого священника, пою у него в хоре. По его рекомендации поступаю в Ставропольскую духовную семинарию. Там меня то же слушают, видят, что во мне есть какие-то данные. Меня принимают в мужской хор при духовной семинарии, которую я заканчиваю за три года – меня приняли сразу на второй курс семинарии. Отец Сергий Мансуров знакомит меня с греками города Ставрополя.

- Был ли к тому времени жив наш ставропольский соотечественник великий подвижник Греческого образования Николай Константинович Мацукатидис,

имя которого носит греческая школа города Ставрополя?

- Вы не знали этого человека? Николай Константинович Мацукатидис – потрясающий, высоко духовный человек. …Он меня принял как родного сына. К тому времени у меня не стало отца, и Николай Константинович относился ко мне, как к своему сыну: поехал на Кипр и выбил для меня стипендию у архиепископа Хрисостома.

…На меня обратили внимание и в Ставрополе. Ставили на главные чтения при правящем архиерее Ставропольском и Владикавказском митрополите Гедеоне. Однажды он поинтересовался у меня о моих будущих планах и предложил постричься в монахи

и стать его протодьяконом.

- Судя по сегодняшним реалиям, ты не внял совету митрополита Гедеона.

- Монашество – это, прежде всего, ощущение в себе такого призвания. Мне же хотелось иметь семью. …Одновременно я учился в греческой школе в Ставрополе.

- Николая Константиновича вскоре не стало. Его преемницей стала Ирина Алепова.

- …Я присутствовал на похоронах и при отпевании по-гречески какие-то фрагменты произносил: «Отче Боже» («Πάτηρ Ημών»), «Святый Боже» («Άγιος ο Θεός»), «Вечная память» («Αιωνία η μνήμη»).

…Благодаря Николаю Константиновичу меня познакомили с координатором Периферии САЕ Европы Ангелосом Асланидисом, который, услышав как я пою Μεγάλη Δοξολογία («Великое Славословие»), благословил: «Давайте, давайте, пусть он у нас учится на Кипре!». На Кипре есть Школа Византийской музыки. Ангелос Асланидис определил меня в подворье Кикского монастыря, а потом в сам монастырь. Три месяца длилось мое там обучение.

- Там, полагаю, ты познакомился с нынешним настоятелем храма Всех Святых

на Кулишках подворья Александрийского патриархата в Москве епископом Киринским Афанасием.

- Да, именно там я познакомился с епископом Киринским Афанасием. Там проходил учебу в школе Византийской музыки в течение двух лет. Учеба, вообще, длится пять лет, но меня отец Исайя, который учился здесь в Троице-Сергиевской Лавре, сказал:

«Что ты будешь делать с этим пением. Езжай в Москву. Изучение древнегреческого и латинского в Лавре.

- Владыкой Афанасием здесь в Москве организован хор Византийского песнопения.

- …Во мне до сих пор присутствует ностальгия по этим песнопениям, по этому монастырю. Исполнение на высочайшем уровне, необыкновенная красота.

- …Твои поиски своего жизненного пути все не обретали законченную формулу.

- Мое жизненное призвание – нести нашу греческую культуру и просвещение.

Не только религию. Мне хотелось все это выразить не только через духовное, но и через музыкальное наследие. …Некоторые из тех, кто работал при монастыре, замечавшие как я пою, советовали мне принимать участие в каких-то конкурсах. Помимо церковного пения.

Обращал внимание на мои задатки и учитель церковного пения: «Ты поешь, как Даларас».

- В Троице-Сергиевской Лавре имеют хорошее представление о Йоргосе Даларасе!

- Так получается! «…У нас тут свои правила». Мелизмы, но не вибрация голоса.

Я это иногда повторял на византийском пении.

- …Теперь окончательно для себя осознал, насколько неслучайны для тебя личность лучшего греческого певца и его творчества. Две песни, исполненные тобой на фестивале греческой песни имени Тамары Кацы и сейчас на московском конкурсе «Бриллианты России» - из репертуара твоего и миллионов наших соотечественников кумира Йоргоса Далараса!

- Йоргос Даларас для меня некий миф. Я влюблен в его творчество. В то, что и как он

это делает. Когда он поет, то демонстрирует нам всю красоту мира, истинное искусство.

- Доводилось ли тебе видеть и присутствовать на концерте своего кумира?

- Да, к моему великому счастью, я был на его концерте, и это было на Кипре.

Народный театр в Левкосии. Это было что-то невероятное. Даларас был с Маринелой.

- Маринела, Стелиос Казандзидис, Гликерия и многие другие известные греческие певцы, к тому же, представляют Понтийский эллинизм.

- Казандзидис и Даларас – это вершины греческой песни. Маринела – это классика.

…Первая же «встреча» с Йоргосом Даларасам произошла, когда я учился в 3-м классе. Его концерт на видео-кассете, когда он с гитарой исполняет испанские вещи не отходя от греческих традиций.

- Тебе должны нравиться народные песни, в стиле рембетико.

- Да, это так. …У Йоргоса Далараса есть византийские песнопения Великого поста.

…Когда я это услышал, перед глазами явилась картинка, повествующая о непростой

и трагической истории наших предков на Понте. В душе поселяется светлая печаль.

И, быть может, иногда я не отличаю церковную музыку с музыкой Далараса.

- Поговорим о твоей дальнейшей творческой судьбе.

Ты ставишь перед собой какие-либо задачи «минимум», «максимум»?

- …Участие в московском конкурсе «Бриллианты России» и фестивале греческой песни

в Мариуполе дает мне так необходимый толчок – это очень много.

Я понял, что мне еще много надо работать над собой. И те задатки, что во мне есть,

их необходимо развивать, а не закапывать подспудно.

…Если не стану известным певцом в России, то хотелось стать известным греческим певцом – вижу себя исполнителем в местах, где в России компактно проживают греки.

- Необходимо, чтобы у тебя хотя бы первые полгода, год был педагог.

- …И еще. У меня есть цель записать диск с церковными песнопениями.

И если хватит сил, создать мужской хор византийского песнопения.

Хочется делать все возможное, чтобы наша греческая культура была представлена

не только в светской ее части, но и в церковной и духовной.

Мне кажется, что наши известные в России музыканты и исполнители несколько разменивают свой талант на свадебных «прогонах». Понимаю, что «семьи кормить надо», но все-таки считаю, что уже наступило время для создания профессиональных коллективов. Возьмем, к примеру, Анести Петриди, который является виртуозом игры на понтийской лире и бузуки. Разве «Понтийские звезды» Лазароса Поландова не стремятся к иным, более знаковым, творческим вершинам? Юный лирарий Лазарос Пападопулос.

…Как из всех наших ярких и неповторимых народных самородков – радостей нашего народа: великого лирария эллинизма пространства бывшего Советского Союза Илиаса Петанидиса, виртуоза лирария и бузукиста Анести Петриди, всех наших греческих творческих дарований на этом пространстве сотворить одно грандиозное мозаичное полотно? Мечтаю о сотворении лидерами Греческого мира бывшего Советского Союза некоего «Греческого Певческого поля», на котором непрерывно в течении двух дней наши лучшие творческие силы перед тысячами своих соотечественников являли им лучшие образцы греческого профессионального и народного творчества.

 

- Хотел бы ты выступать вместе с греческим инструментальным коллективом?

- Чтобы были бузуки, понтийская лира, клавиши. Для нас, безусловно, важна Понтийская культура, но очень важно, чтобы, встречая гостей из Греции, мы могли продемонстрировать им и высокие образцы современной греческой песни.

…Мы должны уметь делать и это и то, и это будет правильно и здорово!

- Телемах, какую поддержку ты ощущаешь со стороны наших соотечественников?

- Самую активную! Особо хочу сказать о нашей греческой общине Витязево,

о председателе греческого общества «Горгиппия» Христофоре Элевтеровиче Асланиди, который, увидев во мне огонь огромного желания петь, оказывает мне всяческое содействие. …Мой приезд на этот конкурс в Москву стал возможен благодаря вере в меня и помощи Христофора Элевтеровича, Валерия Ставровича Асланова.

- Не все, наверняка, наши витязевские соотечественники приветствуют раздвоение Телемаха Муратова между церковным и светским песнопением.

- Действительно, не все. …Так вот, Христофор Элевтерович, видя во мне эту искру желания петь, ее не закрывает, а некоторые, напротив, безапелляционно изрекают:

«Ты пой в церкви, а все другое это грех».

- Если речь идет о высоких образцах искусства, то и я встану на сторону

Христофора Асланиди и всех тех, кто не «закрывает» тебе дорогу к греческой песне!

- Искусство – это от Бога и, следовательно, облагораживает человека.

- Творчество Йоргоса Далараса, византийские песнопения, духовное песенное наследие наших, греков Понта и Всемирного эллинизма, предков –

это Высокое искусство.

Не гутаперчивое «прыганье», «миманс-жеманс», а, именно, высокие эталоны!

- …В этом, кирие Нико, и весь смысл – ты вышел, спел и оставил своим пением глубокий след в людских душах. Перво-наперво – это душа, проникнутая проблемами, радостью и болями народа.

- Вот, вижу, проглядывается именно твоя дорога к храму Искусства!

Стать народным аэдом эллинизма стран бывшего Советского Союза.

…Ты готов взвалить на свои плечи этот огромной тяжести груз?

- Я понимаю, какая это огромная ответственность. Я бы этого очень хотел, но только время расставит все по своим местам. …Могу только сказать, что я верен своей мечте

и не буду оставлять эту, как вы выразились, дорогу к храму Искусства.

- В советскую эпоху среди наших соотечественников певцов-профессионалов были те, кто имел заслуженную известность во всей стране. Такие, как, например, награжденные на последней конференции Пятой Периферии САЕ медалями «почета» этой Периферии, певцы Лаки Кесоглу и Ксения Георгиади.

…Они своим творчеством, согласись, приносили «очки» в «копилку» нашего народа.

- Мы, греки России и бывшего пространства Советского Союза, должны взращивать сегодня такого рода исполнителей из числа наиболее талантливой нашей творческой молодежи. …Хочу сказать добрые слова о недавнем конкурсе имени Тамары Кацы.

Он, как раз, и работает на эту благородную идею. Чтобы пропагандировать этот фестиваль имени Тамары Кацы, творчество нашей соотечественницы из Приазовья, необходимо этот фестиваль проводить не только в Мариуполе, но и в России в тех местах, где проживают компактно греки. В том же нашем Витязево. Другой вопрос, как все это организовать.

…Мне, к примеру, запомнились слова руководителя Периферии Ивана Игнатьевича Саввиди: «…Ребята, вы счастливые люди. То, что вы делаете, делает нас, всех греков, счастливыми. …Греки – православный народ, и мы должны всячески поддерживать нашу православную духовную и песенную культуру».

…Очень важные слова и у меня появилось желание к следующему фестивалю имени нашей национальной греческой певицы Тамары Кацы исполнить песню из Византийских песнопений.

- На фестивале греческой песни в Мариуполе все исполнители, гости фестиваля, зрители почувствовали себя одним целым, одной братской Греческой семьей!

- Это ощущение было со мной с первых минут нашего присутствия в Мариуполе.

…Ощущение братской любви друг к другу. Я все это чувствовал – у нас одна идея, одна вера, одна кровь! …Там не было такого духа борьбы, что присутствует всегда на иных фестивалях и конкурсах. Мы, ребята и девушки из многих стран бывшего Советского Союза, искренне радовались успеху у зрителей каждого из нас.

- …И, вновь, в заключение, вернемся к теме жизненного призвания.

- Я живу, поступаю в данный момент моей жизни так, чтобы в миру высоко нести греческую песню, православную культуру нашего народа, наш народ.

…Хотелось бы в скором времени записать песни с религиозным уклоном.

Музыка должна отображать высокие истины.

Считаю, что каждый артист должен быть высоко нравственным человеком.

- …А как преодолевать огромное количество жизненных искушений?

Каждое мгновение, приведу слова старца Паисия Святогорца:

«…Работает диавол, но и Бог работает и зло обращает на пользу так, чтобы из него получилось добро». …Как обращать зло в Добро?

- Искушения необходимо преодолевать.

К своему жизненному жребию надо приходить достойно.

В заключение нашей беседы я пожелал этому удивительно талантливому и светлому человеку успешной борьбы со всяческими, встречающимися на нашем жизненном пути, искушениями и продвижения на высоком уровне его таланта.

…Во Дворец культуры МАИ в этот день, 16 января 2009 года, не пришел никто

из московских ровесников-соотечественников Телемаха Муратова.

Зато пришла его настоящий друг москвичка Карина Черных.

Они познакомились на Кипре в монастыре Кикос 6 лет назад.

«…Махико там изучал византийское пение. Я была там с экскурсией с моей бабушкой.

Мне очень нравится этот монастырь. …Телемах – очень светлый человек и я очень горжусь, что у меня такой друг. …Все зависит от него, что он захочет в своей дальнейшей жизни. Но мы ценим его и сейчас». Обращаясь уже непосредственно к Телемаху: «…Махико, слышишь, все зависит от тебя!»

Вот это и есть подлинная дружба – спасибо тебе, Карина, за твой букет цветов, за все хорошие и искренние слова, сказанные в адрес героя моего повествования.

…Кем станет Телемах Муратов?

Известным российским певцом, доносящим до аудитории богатство греческой песни и греческого культурного наследия? Служителем нашей православной (греческой) церкви?

Этот вопрос, признаюсь вам, очень сильно меня волнует, но, в конечном итоге, хотелось бы, чтобы наш самородок из греческого села Витязево близ Анапы, ощущал моральную поддержку, заинтересованность всех нас, своих соотечественников, в том, чтобы его и судьба других наших песенных и музыкальных талантов, состоялась.

Очень хочу, чтобы нашего Махико окружали подлинные люди.

Такие, как, например, отец Олег Добринский (Григориади), епископ Киринский

о. Афанасий, Христофор Асланиди, Карина Черных.

Такие, каким был, Светлая ему память, Николай Константинович Мацукатидис.

…В том, состоятся или нет творческие судьбы Телемаха Муратова и, к примеру, обладателя Гран-при фестиваля греческой песни имени Тамары Кацы Юлии Скударь,

многое зависит не только от них, но и, согласитесь, и от нас то же.

…Кем станет Телемах Муратов?

Кем бы он ни стал, это будет его выбор!

Пожелаем же ему счастья, творческого и человеческого обретения самого себя –

своего Божьего жребия.

Никос СИДИРОПУЛОС

Νίκος ΣΙΔΗΡΟΠΟΥΛΟΣ

nsidiropulos@mail.ru

Просмотров: 1747 | Добавил: Aleco | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Календарь новостей
«  Январь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024