Греческая молодёжь
Суббота, 16.12.2017, 18:01
Меню сайта
Мини-чат
200
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 47
Главная » 2010 » Март » 22 » Ιστορία, "Φιλική Εταιρεία" ("Дружеское общество")
Ιστορία, "Φιλική Εταιρεία" ("Дружеское общество")
19:37
 ФИЛИКИ ЭТЕРИЯ ("Дружеское общество") -  Кто они?
 В 1814-21. общенациональная тайная организация греческих патриотов, подготовившая Греческую революцию 1821-29. Основана в Одессе (с 1818 центр в Стамбуле).
С 1820 руководитель А. Ипсиланти.
 Борьба за независимость Греции развернулась с 1821 года, но за семь лет до этого, в 1814 году, три греческих патриота, купцы Николаос Скуфас, Афанасиос Цакалов и Эммануил Ксантос договорились создать организацию для борьбы с османским игом. Члены тайного общества принимали Великую клятву.

Братство посвященных
  
 
В 1814 году при активном участии греческой общины Одессы и греческих предпринимателей,  организовалась „Филики Этерия”, существовавшая вплоть до 1821 г. и положившая начало национально-освободительной борьбе греческого народа против османского порабощения.
 
 Организовали «Филики Этерию» три греческих купца из Одессы Эмануил Ксантос, Афанасий Цакалов и Николаос Скуфас.
 Активным действиям «Филики Этерии» в Одессе, помимо других факторов, помогало еще и то, что в период с 1818 по 1821 гг. должность городского головы занимал Дмитрий Спиридонович Инглези, один из самых выдающихся представителей  колонии Одессы, бывший моряк, патриот и благотворитель, неоднократно награжденный за свои заслуги перед Одессой и Грецией. Кроме того, сам граф А.Ланжерон, генерал-губернатор Одессы, вместе с генералом Инзовым, довольно сочувственно относились к усилиям греков Одессы по организации национально-освободительного движения на их исторической родине.
 Организация «Филики Этерия» была хорошо законспирированной, члены ее были связаны между собой общим патриотическим порывом и страшной клятвой, которую они приносили в греческой церкви Святой Троицы, у ее святых образов. Братство было организовано таким образом, чтобы в случае провала никто не мог выдать основной состав организации.
 Ее члены делились на семь ступеней под условными названиями:
 · Побратимы – самая низшая ступень
 · Рекомендованные – для сочувствующих греков, вносящих деньги на содержание организации,
 · Иереи – вербовщики
 · Пастыри – активные члены
 · Посвященные – военнослужащие
 · Архи (пастыри) – высшая ступень– руководители "Филики Этерии"
  В 1818 году Скуфас предлагает ввести должность апостола, который самостоятельно занимался вербовкой, сбором средств, оружия и другими подготовительными мероприятиями на своей территории, за которую должен был отвечать.
 С введением апостолов вербовка, которой дополнительно к иереям стали заниматься и апостолы, пошла быстрее, и ряды организации стали значительно расширяться. Тем не менее, основную роль в вербовке новых членов продолжали нести иереи, поэтому к ним предусматривались особые правила, доскональное изучение личных качеств вновь вступающих на этот нелегкий и опасный пост, и особая документация, так называемые посвятительные письма, в которых вербовщики излагали свои взгляды и биографические данные. После церемонии посвящения, иерею вручался диплом.
 Такая конспирация и скрупулезная индивидуальная проверка каждого члена имела свои плюсы, прежде всего надежность, что, помня судьбу Ригаса Велестинлиса и Хаджи-Скарлоса Коимдзи-Маразли, было правильным и своевременным. Но минус состоял в том, что организация плохо набирала темпы роста, а это оттягивало проведение вооруженных действий с противником.
  Первоначально руководство «Филики Этерией» было коллегиальным.
 В состав первого руководящего органа – эфории – входили Э.Ксантос, А.Цакалов, А.Газис, П.Комидзопулос, И.Манос, Г.Дикеос, П.Анагностопулос, путем подчинения меньшинства большинству. Постепенно руководители «Филики Этерии», особенно после смерти Скуфаса, стали понимать, что для того, чтобы восстание перешло во всегреческий масштаб, его должен возглавить человек, обладающий достаточной известностью и авторитетом для большинства греков.
 О том, какую роль играл старший Маразли в движении «Филики Этерии», пройдя путь от «рекомендованного» до «архи», став доверенным лицом Александра Ипсиланти, принявшего в 1820 году руководство «Филики Этерией» по просьбе ее организаторов, мы можем судить по многим фактам. Сначала руководство «Филики Этерией» было предложено этеристами Иоанну Каподистрии, в то время занимавшему пост министра иностранных дел России. И только после его отказа Э. Ксантос стал вести переговоры
с А. Ипсиланти, генералом русской армии, который, не колеблясь, возглавляет подготовку к восстанию. Григорий Иванович Маразли вносил свою лепту не только как коммерсант – на поддержание греческой общины, он отдал для работы «Филики Этерии» свой дом в Красном переулке, кроме этого, Григорий Иванович выполнял отдельные ответственные поручения, как особо доверенное лицо, а в 1821 году Маразли - старший становится одним из руководителей «Филики Этерия». (В настоящее время в этом здании, подаренном Маразли «Филики Этерии », находится филиал Греческого Фонда культуры и музей «Филики Этерии»).

Александр Ипсиланти. Подготовка к восстанию.
 
 В Одессу Александр Ипсиланти прибыл в начале августа 1820 года вместе со своими братьями Дмитрием, Георгием и Николаем. Его приезд вызвал у местных греков огромное воодушевление и подъем – Александр Ипсиланти был известным воином, генералом русской армии, потомком старинного рода, чьи генеалогические корни были связаны еще с Византией. Представители семьи Ипсиланти были Господарями Молдавии.
 Ипсиланти – фанариотская семья, происхождение которой относится к эпохе Комненов. Ипсиланти переселились из Трапезунда в Константинополь в XV веке.
 Александр Ипсиланти Старший был с 1774 по 1798 г. господарем Валахии, потом Молдавии; первая из этих стран обязана ему кодифицированием законов, обе реорганизацией государственных учреждений, учреждением многих школ и больниц. В противоположность своему другу Ригасу, рассчитывающему на освобождение Греции с помощью Наполеона, Ипсиланти делал ставку на Россию.
 Константин Ипсиланти, его сын, также был господарем сначала (1799 - 1802) Молдавии, потом Валахии
 (1802 - 06). Унаследовав убеждения отца, он продолжал его политику. В августе 1806 г., когда французский посланник Себастиани раскрыл их замыслы турецкому правительству, Ипсиланти бежал в Россию, отделавшись лишь конфискацией имущества. Его попытки склонить императора Александра I к активной политике в пользу Греции не увенчались успехом: русские власти относились с крайней подозрительностью к его оживленным сношениям с революционерами Балканского полуострова. Умер в 1816 г., в Киеве; сохранились его могила в центре Киева, прозванная киевлянами памятником Монте-Кристо, считается, что именно жизнь князя Константина Ипсиланти положена в основу романа А.Дюма. Похоронен он был в Георгиевской церкви.
 В 30-х годах ХХ ст. из Георгиевской церкви в Успенский собор было перенесено надгробие владыки Молдовы и Валахии, участника греческого освободительного движения князя Константина Ипсиланти, жизнь и приключения которого были положены в основу романа А.Дюма "Граф Монте-Кристо". В 30-х годах XX ст. церковь была уничтожена, но незадолго до этого надгробие К.Ипсиланти (автором памятника считают скульптора С.Пиминова) был перенесен сначала в Софийвский собор, а оттуда – в Успенский собор Киево-Печерского монастыря. Останки князя остались под руинами Георгиевской церкви. Памятник был разрушен в 1941 г. во время взрыва Успенского собора, но 1997 г. на средства благотворительных фондов Греции и Союза офицеров-понтийцев его реставрировали и сейчас он украшает двор с южной стороны Троицкой надвратной церкви в Лавре.
 Александр Ипсиланти Младший, старший сын его (родился в 1783 г.), вместе со своими братьями, несмотря на разочарования, испытанные отцом, строил свои планы на русской поддержке. Александр Ипсиланти служил в русской армии, участвовал в походах 1812 и 1813 годов, потерял правую руку в битве под Дрезденом, был адъютантом императора Александра I.
 Активное участие его в борьбе за независимость Греции началось с 1820 г., когда он, по совету своего друга Каподистрии, принял предложение членов гетерии Филике сделаться ее председателем.
6 марта 1821 г. Александр Ипсиланти, воспользовавшись смертью господаря Валахии и Молдавии Александра Суцо, с толпой гетеристов перешел через Прут и призвал народ дунайских провинций к восстанию против турецкого ига. Это предприятие с самого начала было обречено на неуспех. Условия жизни румынского народа, который должен был поднять знамя восстания, не были приняты во внимание: было забыто, что греки в его среде совсем не пользуются любовью и что феодальная зависимость от собственных бояр не менее тяжело отражается на народе, чем турецкое иго. Да и сам Александр Ипсиланти не вполне обладал качествами, необходимыми для вождя восстания. Он наивно верил в свое предназначение и в свои права на корону Греции, был тщеславен, высокомерен и слабохарактерен; в Яссах он окружил себя двором и целую неделю медлил, занимаясь раздачей титулов. В своей прокламации он говорил, что "одна великая держава" обещала ему свою помощь, и этим ложным уверением оттолкнул от себя императора Александра I. Константинопольский патриарх отлучил Александра Ипсиланти от церкви. Ипсиланти, однако, уверял всех, что официальные заявления России – не более как дипломатический маневр. Ему не верили; он безуспешно искал всюду помощи, медлил, колебался. После 2-х неудачных битв вынужден был бежать в Австрию, где был заключен в тюрьму. После изменения русской политики он был выпущен на свободу, по ходатайству императора Николая I, вскоре после чего умер (1828). Известия об его ошибках, однако, не дошли до Греции, и в представлении греческого народа он остался героем и мучеником борьбы за независимость.
Его брат, Дмитрий Ипсиланти (1793 - 1832), тоже офицер русской службы, тоже член гетерии, высадился в июне 1821 г. в Морее и принял на себя, именем своего брата, руководительство восстанием.
 Несмотря на популярность своего имени, он скоро потерял почти всякий престиж; этому всего более содействовали его слишком явные притязания на корону. Он созвал первое народное собрание (эпидаврское, январь 1822 г.), но уже на нем оказался в меньшинстве, со своей "военной" партией, и оставался, затем, лишь одним из многих вождей инсуррекционных отрядов. Оставил греческую службу в 1830 г., вследствие несогласия с некоторыми мероприятиями Каподистрии
 Греческая церковь Святой Троицы в Одессе в тот период была духовным связующим центром, где собирались патриотически настроенные греки, решая свои вопросы. Греки не разделяли борьбу за родину и борьбу за веру Православную – христианская вера была решающим условием, гарантирующим право вступить в священный союз «Филики Этерии» и стать этеристом. Григорий Маразли сближается с А.Ипсиланти, с удвоенной силой помогая «формировать священные роты» и делает огромные денежные вложения в подготовку к восстанию.
 С приходом А.Ипсиланти к руководству деятельность «Филики Этерии» стала более предметной. «Первый шаг Александра Ипсиланти прекрасен и блистателен. Он счастливо начал – отныне и мертвый или победитель принадлежит истории – 28 лет, оторванная рука, цель великодушная!» – так отозвался А.С.Пушкин.
После небольшой переорганизации, упростившей громоздкие структуры, образования окружных эфорий, принятия нового военного устава, который был составлен его братом Николаем Ипсиланти и принесения присяги, организация была фактически готова к бою.
  Предстояло решить вопрос, где начинать решительные действия. А.Ипсиланти провел в Измаиле совещание этеристов в декабре 1820 г., на котором было решено первоначальные военные действия провести в Молдавии и Валахии, а не в Пелопоннесе, как планировалось ранее. Этеристы рассчитывали после восстания в Молдавии и Валахии, пройти в Грецию через Фракию и Македонию. Кроме того, в Молдавии и Валахии жило много греков, которые служили в русской армии, и на силы которых рассчитывали этеристы.
 Эфория (комитет) «Филики Этерии» имела свою неприкасаемую кассу, в которую поступали взносы со всей Греции. Эти средства шли на подготовку и организацию восстания, на закупку оружия и амуниции.
 22 февраля 1821 года священные роты под предводительством Александра Ипсиланти, его братьев Георгия и Николая, через реку Прут, вступают в Яссы .
 24 февраля А. Ипсиланти обращается с воззванием к борцам за свободу, воюющим в Молдавии и Валахии: «…Вся Эллада взялась за оружие, вся Эллада ныне полагается только на одно истинно непобедимое оружие Православия – Животворящий Крест, и вся Эллада громко восклицает: под Его могущественной защитой и с этим победим! Пусть живет свобода!» Начало восстания было встречено с огромным энтузиазмом всеми греками, передовой русской интеллигенцией, с надежной его встретили все народы, также страдающие от ига турок, к повстанцам присоединялись албанцы, болгары, сербы, на стороне А.Ипсиланти воевали русские офицеры и солдаты, под командованием В. Мосхулиса сражались 180 русских казаков.
 Передал оружие повстанцам генерал-майор Тучков, комендант Измаильской крепости, с воодушевлением встретили восстание декабристы. «Ничто еще не было столь народно, как дело греков…», – писал в Одессе А.С.Пушкин в июне 1824 г. Из самой Греции, под различными предлогами вырвавшись из порабощенной родины, прибывали многочисленные добровольцы, готовые сражаться до последнего вздоха. Одесские греки всячески помогали своим воюющим братьям, обеспечивая восстание оружием и добровольцами. (Около 1500 человек). Будучи в Одессе в этот период в 1821 году, А.С.Пушкин отметил в своих записках: « В Одессе все мысли греков устремлены к одному предмету –на независимость Отечества. В лавках, на улицах, трактирах – везде собирались толпы греков; все свое имущество продавали за ничто, покупали ружья, сабли. пистолеты…все шли в войско счастливого Ипсиланти…как это прекрасно! »
 Источник:http://greeks.odessa.ua/
Просмотров: 1510 | Добавил: Aleco | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 1
1  
Отличная статья, спасибо!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Календарь новостей
«  Март 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2017